ГлавнаяНовостиБизнес по спирали
#экономика #политика #наука

Бизнес по спирали

11.12.186 минут

Компания "ОБИТ", которая предоставляет услуги связи, к кризису была готова — в момент ее выхода на рынок в 2003 году конкуренция была уже так высока, что за клиентов приходилось буквально воевать и браться за рискованные проекты. В итоге с 2012 года компания выросла более чем наполовину.


"ОБИТ" — одна из немногих на рынке телекома компаний, которая выбилась в лидеры рынка, начав с небольшого бизнеса. Владельцев компания не раскрывает, подчеркивая, что это группа физлиц, не связанных с крупным бизнесом.


По данным СПАРК, один из основных владельцев компании — ее бывший гендиректор Алексей Карпов. Первым крупным клиентом оператора стала издательская фирма "НОРМА", арендатор участка на острове Новая Голландия. Остров то и дело закрывался на реконструкцию, и другие операторы не хотели вкладывать средства в оптоволоконную линию. С 2002 по 2007 год фирма понемногу росла, оставаясь небольшим игроком рынка, занятого гигантами. Затем, вложившись в открытие дата–центра и выход на рынок Казахстана, "ОБИТ" начал расти рывками, наращивая обороты не менее чем на 30%, а иногда и на 75% за год. С тех пор компания чуть ли не ежегодно участвует в конкурсе "Gazelle бизнеса" "Делового Петербурга". "Наша компания развивается по спирали, а главный двигатель роста — отдел продаж", — поясняет гендиректор "ОБИТ" Андрей Гук. В 2014 году выручка компании составила 1,78 млрд рублей, более 93% принесли услуги бизнесу и госучреждениям. У компании около 7,5 тыс. корпоративных абонентов, среди них Пулково, "Газпром", и др. Спираль означает, что менеджеры по продажам активно ищут новых клиентов, а за ними подтягивают технические отделы. Компания старается набирать молодых специалистов по продажам и обучать их самостоятельно.


Удивительный рынок


Как рассказывает Андрей Гук, конкуренция никогда не была для компании непривычной. Когда фирма вышла на рынок, он казался занятым опытными игроками, клиентов приходилось отвоевывать. "Рынок телекома удивителен тем, что все дорожает, а связь становится дешевле, — сетует предприниматель. — Но мы идем против течения — не демпингуем, не снижаем цены и вкладываемся в оборудование". Он рассказывает, что кризис привел к оттоку клиентов: основные заказчики услуг — торговые центры и их арендаторы. Раньше на места в крупных ТЦ стояла очередь, но за год многие из них опустели. Потерянных клиентов "ОБИТ" заменил новыми, усилив активность продаж. Гендиректор признается, что такого сильного обновления абонентской базы не было даже во время кризиса 2008 года.


В ближайших планах "ОБИТ" — монетизировать за счет продажи рекламы свою сеть Wi–Fi из 500 точек. "На большую прибыль мы не рассчитываем, но хотим вывести проект на самоокупаемость: сейчас он дотационный", — говорит Андрей Гук. В отдаленных планах — открытие второго дата–центра (здания для серверного и сетевого оборудования).


Мало роста


По собственной оценке, "ОБИТ" занимает 10–20% рынка телекома Петербурга. Оценить общий объем этого рынка эксперты затрудняются: он включает слишком много небольших операторов и разных направлений. К примеру, городской рынок услуг широкополосного доступа в Интернет, по данным iKS–Consulting, в 2014 году составил 6 млрд рублей, корпоративной связи — около 19 млрд рублей. При этом рост сегмента телекома оценивают всего в 1,5–3%. Лидеры рынка — "Ростелеком", "МегаФон", "Билайн Бизнес" и др.


Как рассказывает Андрей Гук, новые операторы интернет–услуг, чтобы пробиться, должны или демпинговать, или расти за счет новостроек. "ОБИТ" идет по второму пути, сотрудничая с застройщиками на этапе строительства. Но больших надежд на индивидуальных клиентов компания не возлагает, рассчитывая на торговые и бизнес–центры.


Дмитрий Петров, глава оператора "Комфортел", рассказывает, что цены на услуги связи продолжают падать, конкуренция становится все более агрессивной. "Рынок услуг для частных лиц растет за счет расширения города, но постепенно все большую долю на нем занимают беспроводные операторы, — рассуждает предприниматель. — Что касается b2b–сектора, есть впечатление, что он даже сократился в последнее время — активность бизнеса заметно снизилась, многие клиенты операторов просто закрылись". Дмитрий Петров добавляет, что новые проекты на рынке не столько приводят к его росту, сколько компенсируют провалы.

Подключитесь
к лучшим

+7(000)-000-0000
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных