ГлавнаяНовостиПервая гражданская цифровая
#бизнес #экономика #общество

Первая гражданская цифровая

11.12.189 минут

Оперативная пауза, которую накануне взял Роскомнадзор, продлилась до десяти утра 17 апреля. После этого отстрел воробьев из пушки продолжился: регулятор вошёл в раж. Через восемь часов число сосланных в бан IP-адресов опасно приблизилось к 20 миллионам. Telegram увернулся, мирные компании – нет. Жертвой чиновничьего рвения рискует стать половина Рунета, и пока неясно, удастся ли им прихлопнуть неуловимый мессенджер.


Павших под ковровой бомбардировкой подсчитали под утро — Роскомнадзор, по всем правилам военной кампании, объявил для этого перемирие. Убитых вроде бы не нашлось, раненых искали практически вслепую. Несмотря на то, что от Amazon и Google миллионами отрезали IP-адреса, пострадавших вычислили по голосу: либо самих компаний, либо заметивших сбои пользователей.


Одним из первых о бедственном положении просигнализировал Viber. Удар по Telegram сломал конкурирующему мессенджеру голосовые звонки. Дальше крик о помощи услышали от онлайн-школы английского языка Skyeng. В официальной группе в Facebook сказано, что блокировка Роскомнадзора случайно задела часть серверов платформы. Без вечерних онлайн-уроков остались около трех тысяч человек. Сейчас проблем с доступом на сайт нет, но, по данным vc.ru, ретивость чиновников может стоить сервису от 1 до 30 миллионов рублей за вечер.


Заказов лишилась курьерская служба «Птичка». Сменить адрес для нее скорее неприятность, чем серьезная проблема, а вот потеря даже одного заказа – недопустима, рассказал в Facebook гендиректор компании Владимир Кобзев. «Птичка», действительно, справилась с переездом за несколько часов. Но сменила только адрес, а не Amazon, и 17 апреля Роскомнадзор снова случайно подрезал ей крылья.


Директор Ассоциации ученых и научных организаций по содействию повышению открытости научных знаний «Открытая наука» Дмитрий Семячкин рассказал «Фонтанке», что его сервис понёс скорее репутационные потери. «Открытая наука» претендует на президентский грант, но изучить сайт пока возможности нет – он не доступен с 8 утра.


С проблемами столкнулись пользователи «Одноклассников», Twitter, поступали жалобы на работу сайта бесплатных объявлений Avito, сервиса облачного хранения pCloud, а также сервисов Microsoft: сбоили Office 365, обновления Windows и онлайн-платформы Xbox. Работать перестал стриминговый сервис Spotify, лег «Лайфхакер», Evernote. Залогиниться не смогли любители онлайн-игр, которые использовали Amazon в качестве своих логин-серверов. Под блокировку попал cервис для организации дистанционного обучения Teachbase. В остальных случаях перебои могли быть и не связаны с военными действиями Роскомнадзора, но пользователи живо провели аналогии.


Руку чиновников увидели даже в неполадках с регистрацией, с которыми якобы столкнулись в московском Шереметьево. Там, в свою очередь, были лаконичны: всё штатно. То же самое не перестают твердить в «Дикси», который второй день будто бы без причины вносят в список жертв. Отрицают какие-либо неприятности в Ассоциации российских банков.


«Пострадать могли как крупные, так и мелкие банки, – допустили в АРБ. – В этом случае работа была бы восстановлена быстро. Но нам никакой информации о подобных проблемах не поступало».


Не было жалоб и от крупных игроков на рынке сетевой торговли. Разве что досталось «Окею»: интернет-магазин приостановил работу в Петербурге из-за сбоя дистанционных касс. Впрочем, виновника проблемы там не назвали.


«Блокировка мессенджера не вызвала никаких проблем у интернет-магазинов. Эта ситуация могла затронуть только отдельные онлайн-магазины – менее 1%», – рассказали «Фонтанке» в Ассоциации компаний интернет-торговли. Почувствовать на себе отголоски государственного гнева могли те магазины, которые хранили данные не по российскому законодательству – на территории РФ, а в облаках «Амазон» и «Гугл», то есть за рубежом, пояснили в Ассоциации. И напомнили про прецедент с Zello, который, как полагают, не зацепил, но послужил отличной мотивацией перенести свои серверы в Россию.


«Видимо, уже все перенесли», – оценили толику интернет-торговли в списке пострадавших.


Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов, напротив, говорит, что магазины электронной коммерции получили достаточно.


«Больше десяти, но меньше двадцати», – туманно обозначил он число обратившихся, уточнив, что, вероятнее всего, задело значительно больше компаний. В том числе – крупных. Все они сейчас меняют адреса, оценивают ущерб и стараются не привлекать внимания, чтобы не получить ещё больше. Судиться пока никто не готов, говорят – бесперспективно.


На исходе второго дня Роскомнадзор, раненый, но не убитый, рапортует о «деградации Telegram на уровне 30%». Дуров утерянной трети не заметил и в своем канале ответил выкладками экспертов Group-IB. Там указали, что счет подходящих для мессенджера IP-адресов идет не на миллионы, а на миллиарды. И даже с нахрапом Роскомнадзора быстрой война не будет: в погоне за мессенджером регулятор рискует провести 500 дней.


При таком раскладе специалисты перспектив не видят ни для кого. Мирное население в лице пользователей и случайных компаний будет страдать и осваивать ассортимент «теневых» опций, авторитет агрессора-Роскомнадзора, доверие к власти и надежда на закон - уходить всё в больший минус. А вот Telegram, скорее, выиграет.


«Не поймают», – уверен технический специалист «РосКомСвободы». Хотя не исключает, что, пытаясь, российские чиновники заблокируют половину Интернета. Но выжить мессенджер сможет, даже если будет изгнан из App Store и Google Play. Возможное сокращение аудитории в России с лихвой перекроют в других странах – беспрецедентный наскок государства на приватность в лице одного-единственного мессенджера только способствует популярности. Павел Дуров может позволить себе отстаивать тайну переписки и готов стимулировать proxy и VPN биткоинами. Серверы получают «письма счастья» от Роскомнадзора, стоически держат удар и продолжают работать.


Сдаваться не готова ни та, ни другая сторона. Война продолжается.


– Это абсурд. Терроризм так не победить, – вернул к истокам конфликта гендиректор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров. – Боевики расплачиваются наличностью, летают на самолетах, но деньги и авиацию не блокируют. Эффективность борьбы с терроризмом ведь не в том, сколько мессенджеров заблокировано.


Татьяна Ципуштанова, «Фонтанка.ру»

Подключитесь
к лучшим

+7(000)-000-0000
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных